Воскресенье, 22.12.2024, 18:57
Женский христианский журнал Lady
Главная » Статьи » ПСИХОЛОГИЯ

Нравственность и консультирование

Отрывки книги "Искусство психологического консультирования" Ролло Мей (1909 - 1994)
Ролло Мэй - основатель экзистенциональной психологии, видный психолог, признанный специалист в области психотерапии и консультирования.
Книга, доступная любому человеку, желающему приобрести навыки консультирования без всякого специального образования, будь то преподаватель, социальный работник, религиозный служитель и пр., то есть тот, кому приходится разговаривать с людьми и выслушивать их чаще, чем кому бы то ни было.

 

НРАВСТВЕННОСТЬ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Каждая проблема личности есть нравственная проблема. Говоря точнее, любая личностная проблема имеет в своей основе нравственную подоплеку, ибо подразумевает базовый для любой морали вопрос: "Как должно жить?" В таком случае нам следует считать, что здоровую личность должна отличать ее способность адекватно справляться с проблемами нравственности, которые предъявляет ей жизнь. Тогда принцип, что конечный результат любого успешного процесса консультирования - это корректное нравственное приспособление к жизни, является для нас основополагающим.

Для многих консультантов характерно ошибочное желание достичь этой цели легким путем. Неквалифицированные консультанты, в особенности те из них, которые задействованы в религиозной сфере, склонны слишком быстро продвигаться к моральному подтексту проблемы, по достижении которого они пытаются, часто не осознавая этого, навязать консультируемому определенный набор норм нравственности. При этом они исходят из предположения, что консультируемый нуждается в моральных установках, которые имеются у консультанта в более или менее адекватном виде, так что он может поделиться ими. Однако на деле такая процедура серьезно мешает консультативному процессу и лишает человека его неотъемлемого права формировать мораль в суровых испытаниях собственными страданиями и напряжениями.

Давайте понаблюдаем, что же происходит, когда консультант совершает эту ошибку и подходит к разговору с морализаторской точки зрения. Один священник недавно рассказал мне случай студента, у которого была проблема мастурбации. Консультируя парня, он описал ему его будущие любовные отношения, женитьбу, семью и затем призвал придерживаться этих ценностей и таким образом преодолеть соблазн мастурбации. Что может произойти в случае, подобном этому, дальше? Студент, оказавшись дома, скажем, в своей отдельной комнате (проблемы мастурбации обычно беспокоят одиноких людей), подавляет в себе желание мастурбировать представляя себе образ будущей семьи. Но теперь этот образ приобрел для него важность только потому, что он связан, благодаря советам священника, с соблазном. И чем больше он думает о так называемом идеале, тем желаннее для него мысль о мастурбации. Более того, призывы священника, по-видимому, усилили его чувство вины и поэтому он считает, что должен ненавидеть себя и относиться к себе более требовательно. В этом процессе желание мастурбировать становится сильнее: практически каждый раз, когда он ставит перед собой задачу преодолеть его, оно крепнет. В то же время его самооценка снижается, так как возрастает чувство вины. В конечном счете он приходит к выводу, что раз он такое развратное существо, то ему лучше поддаться соблазну. Таким образом устанавливается порочный круг, который только усугубляет положение молодого человека.

Удивительно, что простая психология искушения не поддается пониманию религиозных служителей. Ясно даже и без глубокого психологического знания, то большинство соблазнов не могут быть подавлены прямым воздействием, которое только акцентирует соблазн. Если дело касается вожделения - такого, например, как алкоголь или секс, - то чем больше придаешь ему значения, то тем ярче становится предмет желаний. Говоря конструктивно, лучший способ устранить соблазн - сместить вожделенный образ из фокуса внимания. Чтобы достичь этого человеку нужно сосредоточиться на здоровых занятиях, чтобы отвлечься от нездоровых пристрастий.

Когда все сказано и сделано, единственное, что необходимо человеку - смело, осознанно жить полной жизнью. Над таким человеком с его искренними интересами никакие соблазны не будут иметь власти. Вот тот подход, который нужно было применить в вышеописанном случае. Если бы священник копнул глубже, то, без сомнений, обнаружил бы, что мастурбация лишь симптом более глубокой личностной несогласованности; тогда он мог бы подвести студента к правильному решению этой проблемы. Обращение к образу будущих любовных отношений и супружества само по себе не ошибочно; конструктивные цели играют важную роль в консультировании. Но цели или идеалы должны прорастать из ситуации, а не просто спускаться сверху. Они должны быть рождены самим консультируемым и выражать его личные уникальные цели в соответствии с ростом его уникальной личности.

Наставление должно следовать только после понимания. Само по себе оно, будь то в проповедях или в консультировании, приносит мало хорошего и может причинить определенный вред. Оно может повысить чувство вины и заставить человека бороться не на жизнь, а на смерть. Без сомнения, в вышеприведенном примере студент и до визита к священнику "бился" изо всех сил: это характерно для людей с личными проблемами - упорно, но деструктивно бороться. Они подобны рыбам, пойманным в сеть, - чем отчаяннее сопротивляются, тем сильнее запутываются. Деструктивная борьба - причина внутриличностного разлада, которого мы пытаемся не допустить. Если прибегнуть к другому образу, то такой человек скован, как два борца, которые настолько крепко ухватились друг за друга, что не могут сдвинуться с места. Неудивительно, что действия такого человека во внешнем мире отнюдь не эффективны!

Мы не преуменьшаем значения напряжения или подлинной устремленности: и то и другое необходимо для здоровой личности. Но в их основании должно быть понимание. Тогда устремленность не будет просто поединком с поверхностными пластами сознания человека, а перестроит всю его личность для движения в новом направлении.

Вот почему так необходимо выделить принцип: к проблеме консультируемого следует подходить с точки зрения душевного здоровья, а не нравоучений. Тогда и консультируемый, и консультант смогут рассматривать ее объективно, отбросив всякую щепетильность и ханжество. Избавившись от поверхностного, безапелляционного морализаторства, они в конце концов будут способны приблизиться к истинной, проверенной на прочность морали.

http://www.invictory.org/lib/2005/07/ps2.html
Категория: ПСИХОЛОГИЯ | Добавил: Julka (11.09.2008)
Просмотров: 1418 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Мини-чат
Наш опрос
Отвечают ли дети за грехи родителей?
Всего ответов: 13


Категории каталога
БИОГРАФИИ [6]
Великие цитаты [5]
Может быть Вы не любите читать долгие проповеди или рассказы. В этом случае Вы можете постоянно заглядывать в эту рубрику, здесь Вас всегда буду ждать новые вдохновляющие цитаты из жизни великих людей.
Качество жизни [16]
Как улучшить свою жизнь? Сделать ее более конфортной и счастливой не затрачивая много энергии и сил?
Любовь и Брак [11]
Разные конечно вещи... Но по моему мнению если два эти понятия не идут вместе, то в итоге одно без другого просто не имеет никакого смысла.
Мой ребёнок [11]
Проповеди [5]
Назидающие проповеди для женщин
СЕНСАЦИИ [3]
Сенсации, новости и открытия в христианском мире и все что с ним связано
ПСИХОЛОГИЯ [11]
Добро пожаловать на страничку христианской психологии!
Здоровье [24]
Ваше здоровье, женщины и всей Вашей семьи!
КАРЬЕРА [6]
Уход за собой [74]
КУЛИНАРИЯ [49]
Путь в сердцу мужчины лежит через желудок. Исав продал свое первородство за чечевичную похлепку, не знаю удачный ли это пример, но что факт - 100%.
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz